«Третья серия» —
1962-70 гг. — «китовый ус», наиболее привычный вид ГАЗ-21. В 1952 году
дизайнерами Джоном Вильямсом и Львом Еремеевым были представлены два
независимых дизайнерских проекта ГАЗ-М-21 под названиями «Звезда» и
«Волга». В итоге к дальнейшей работе был принят проект «Волга» Еремеева,
как более технологичный и имеющий более привычный, традиционный для тех
лет дизайн. Генеральным конструктором проекта с 1953 года был назначен
А. Невзоров. Перед конструкторами стояла задача создать современный,
динамичный, достаточно экономичный автомобиль, способный преодолевать
бездорожье, и в то же время способный развивать большую скорость на
шоссе. Машина должна была быть простой и конструктивно и в обслуживании.
Государственные испытания «Волги» начались 5 мая 1955 года. Для этого
было собрано три автомобиля один с механической трансмиссией и два с
автоматической. После первых испытаний началась подготовка серийного
производства.
Первые
прототипы М-21 были готовы в 1954 году. Нужно отметить, что хотя при
разработке проекта широко использовался опыт иностранных
автопроизводителей, и многие черты зарубежных аналогов можно заметить в
«Волге» (например, коробка-автомат была изготовлена на основе КПП
Ford-O-Matic Drive), но в целом вся механическая часть и дизайн
автомобиля были оригинальны.
Первые промышленные образцы ГАЗ-21 «Волга» были готовы
10 октября 1956 года. На этих первых трех автомобилях был установлен
двигатель «Победы», но расточенный до 2,432 л. В 1957 году «Волга» была
поставлена на конвейер, но уже с собственным верхнеклапанным мотором
мощностью 70 л.с. На автомобиле бала установлена роботизированная
трансмиссия (впервые для отечественного серийного автомобилестроения),
но вскоре от нее пришлось отказаться, из-за сложностей с производством,
сервисом и недостаточным качеством отечественных трансмиссионных масел.
Всего машин с «автоматом» было выпущено около 700 штук.
К 1962 модельному году машина была снова модернизирована, на этот раз
более радикально. Модернизированные модели получили общее условное
название «третья серия». Количественно они наиболее распространены.
Полностью изменилось внешнее оформление — появилась новая решётка
радиатора, прозванная «китовый ус», состоявшая из 37-ми вертикальных
стоек; бампера без «клыков» с горизонтальным членением на две половины —
нижняя окрашена в цвет кузова; с капота исчезла фигура оленя и молдинг
(ещё на позднюю «вторую серию» оленей ставили редко, чаще — каплевидную
травмобезопасную декоративную деталь, «каплю»). Общая идея дизайна
«Волги» 1962 года — меньше хрома, больше чистых линий. Некоторые черты
стиля перекликаются с автомобилем «Чайка» ГАЗ-13, в то время, как
«вторая серия» была стилистически достаточна близка к предшественнику
«Чайки» — ГАЗ-М-12 «ЗиМ». Прототипы модели 1962 года имели и другие
отличия. Двигатель
стал несколько мощнее (75 л.с.), рычажные амортизаторы заменены на
телескопические, из производственной программы была убрана версия с АКПП.
Салон был несколько модернизирован — изменено внешнее оформление,
появились новые, более долговечные материалы для отделки (кожзам —
повинол для потолка, новая шерстяная ткань для диванов).
На ранних автомобилях этой модели водостоки были
короткими, как на II серии. Позднее (приблизительно с 1963 года) на
машинах обычной комплектации появились длинные водостоки, доходящие до
задних крыльев, а улучшенной — такие же, но немного обрезанные для
установки поясного молдинга (как у поздней I серии). Кроме
того, с 1962 года перешли на более прочную цельную боковину кузова,
взамен более ранней, сваренной в кондукторе из отдельных деталей (этот
переход произошёл ещё тогда, когда машины выпускались в оформлении II
серии).
Двухцветная окраска практически не встречается на
автомобилях «третьей серии», кроме такси с крышей другого цвета (обычно,
красного или жёлтого).
Сегодня на
проспекте Космонавтов произошло столкновение автомобилей "Волга" и
"Запорожец". Водитель иномарки был госпитализирован.
- А сколько раз в году ты меняешь масло в своей машине?- У меня "Волга".
Я его не меняю, я его доливаю.
НОВОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА
"Волга" 21-й модели провалила современный краш-тест: при ударе об
массивную бетонную стенку на скорости в 60 км/час автомобиль вдребезги
разнес эту стенку.
Со стороны "Волги" пострадала фигурка оленя на капоте - слегка поврежден
хром.