ЗАЗ-966 "Запорожец", в народе «ушан», «ушастый», «чебурашка» — советский легковой автомобиль особо малого класса.Заднеприводный 2-дверный 4-местный автомобиль особо малого класса ЗАЗ 966 выпускался на «Запорожском автозаводе» в период с 1967 по 1974 гг. в различных модификациях. Разработкой этой модели конструкторы «ЗАЗ» занялись еще в 1960 г. Первые 966-е сошли с конвейера с 1 198-кубовым 41-сильным мотором. Часть автомобилей оборудовали 31-сильными двигателями МеМЗ-966А. Максимальная скорость 120 км/час. Народное имя – «ушастый» или «чебурашка» – ЗАЗ 966 получил благодаря своим воздухозаборникам, расположенным по бокам кузова. Это поколение «Запорожца» отличалось от предыдущего новой задней подвеской и КПП. Были улучшены также показатели комфортабельности и вместимости передней части салона. ЗАЗ 966 был простым и недорогим в обслуживании автомобилем с хорошей проходимостью. Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность, однако конечная версия демонстрирует явное сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 год), — последняя, впрочем, сама, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года. Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей был весьма широк и включал в себя такие модели, как британский Sunbeam/ Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300/ 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa и другие. «Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего стиля, а остальные модели с аналогичным оформлением, начавшие появляться уже вскоре после его премьеры на Парижском автосалоне 1960 года — в примерно равной степени подражаниями. Некоторые источники, впрочем, содержат и предположения о наличии непосредственно «североамериканских» корней у дизайн 966-го «Запорожца» — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя. Продолжая сравнение, оформление задних фонарей и профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов, а интерьер с панелью приборов, выполненной в виде открытой полки, трапецеидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал английский Hillman Imp. Также на ЗАЗ-966 вернулись знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова). Главным нововведением было использование полностью переработанной задней подвески с более совершенной кинематической схемой: вместо идущих ещё с «Фиата 600» диагональных рычагов и качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой — А-образные «косые» рычаги и по два шарнира на полуось (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Это была удачная схема — для сравнения, сходная по кинематике задняя подвеска долгое время использовалась на автомобилях BMW, начиная с заднемоторного BMW 700, но также и на более известных машинах 3-ей (E21 и E30) и 5-й (E12) серий, Ford Sierra и Ford Scorpio, а также многих других. Более оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение лишь в последние десятилетия.
Таким образом, появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального, достаточно удачного, соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объёма двигателя автомобиля и прочих характеристик, характерного для первого «Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600».
"Вчера неизвестный припарковал свой зеленый ”Запорожец” у ворот Газпрома.
Такого позора компания не переживала со дня основания."